img Facebook
Сегодня 15.01.2022, 18:01     -11,86°C в Тольятти
orange line

«Проект С»: костюм на вырост

16.11.2021
изображение: «Проект С»: костюм на вырост

Рано или поздно АВТОВАЗ должен был выйти за рамки привычного формата автомобилей. Рынок развивался, и рос спрос на более комфортные, оснащенные, наконец, более крупные автомобили. Именно такими были концепты и прототипы под общим названием «Проект С». На слуху было и цифровое название перспективной модели — 2116 (это заводской код седана, но в семействе прорабатывалось несколько типов кузова). Физическое воплощение проекта начиналось с концепта «Силуэт». Его дизайнер, Александр Колпаков, работал и над другими моделями семейства. И вот что он вспоминает.

экскиз 2116.jpg

Ориентир на евро-безопасность

— В 2001 году АВТОВАЗ решил попробовать себя в сегменте «С». Дали задание, провели компоновочные работы в этом классе. Я выиграл этот конкурс, и результатом той работы являлся автомобиль «Силуэт». После того, как он был представлен на Московском автосалоне-2004 и получил очень хорошие отзывы, руководством было принято решение продолжить работу.

DSC06254.JPG

К тому времени в моду вступили нормы пассивной безопасности Euro NCAP, в том числе совершенно новые требования по безопасности пешеходов. В рамках проекта было выпущено несколько ходовых образцов, предназначенных для отработки систем безопасности. Один из них, с характерными наклейками для краш-теста, стоит в музее АВТОВАЗа. Что можно сказать про него?

project c 1.jpg

Силовая структура кузова почти не влияет на дизайн, а вот правила по защите пешехода влияют очень сильно. Передний бампер имеет практически плоскую плановую кривизну. Это нужно для того, чтобы длинные силовые лонжероны заканчивались на достаточном расстоянии, чтобы был запас по деформации мягких элементов. Верхняя часть бампера спроектирована таким образом, чтобы минимизировать энергию удара по бедру и обеспечить достаточное расстояние до жёстких элементов подкапотного пространства: все элементы бампера и капота удалены от твердых поверхностей двигателя минимум на 80 миллиметров. Низ бампера выполнен так, чтобы не подламывалась нога. По бокам передка выполнены 30-градусные скосы для того, чтобы защитить голень при ударе пешехода о фару, которая является твердым, несминаемым элементом. Травмоопасный разъем капота и крыла, проходящий по верху, мы убрали вниз, он проходит по боковой поверхности. Впоследствии в общении со специалистами фирм Magna и Renault мы убедились, что выбрали верные направления. Аналогичные технические решения так или иначе представлены на многих современных автомобилях. «Проект С» набрал 4 «звезды» с первого же краш-теста, который полностью имитировал правила Euro NCAP. Были наработки, чтобы добиться 5 «звезд». Тогда мы взялись уже и за дизайн.


Для солидных господ

— Бело-перламутровый седан 2116, стоящий в музее АВТОВАЗа — это макет, который мы успешно представили на Московском автосалоне. Какие задачи стояли перед нами? Во-первых, все-таки найти свое лицо. К тому времени у АВТОВАЗа не было своего фирменного стиля, все автомобили отличались друг от друга. В оформлении передка мы взяли тему ладьи, плывущей по Волге. Потом еще на многих автомобилях, включая «Ларгус» и «Калину-2», вы увидите этот мотив.

Clip01.jpg

Далее — пропорции. Дизайн автомобиля должен был быть очень солидным, при этом лаконичным — это связано и с определенным консерватизмом целевого потребителя, и с тем, что мы не могли рассчитывать на быстрый запуск производства и частую смену моделей на конвейере. Мы сделали очень мощный и переходящий в багажник кант крыши. Он стоит на мощном основании, на боковине, и подчеркнут выделенными арками колес. Капот здесь рельефный, передний свес — длинный, диктуемый безопасностью. Фары — линзованные со светодиодными поворотниками. Линия фара-капот на этом конкретном макете мне не очень нравится, это компромисс дизайна и безопасности, но в дальнейшем при работе над проектом мы ее улучшили.

С11.mp4.00_02_16_20.Still001.jpg

Макет выполнен в металле, но некоторые элементы из эпоксидной смолы. Ходовая часть — пока еще с элементами от «Приоры». Потом автомобиль получил уже собственную платформу с двигателем на подрамнике.

Интерьер, которым на протяжении всех четырех серий прототипов занималась Валентина Новикова, проектировался под экстерьер. Салон на голову выше по отделке, чем тогдашние серийные модели. Что можно отметить в интерьере? Он просторный. Если «Веста» сегодня является лидером класса «В» по объему салона, то этот автомобиль являлся бы лидером класса «С». По задумке, здесь могли бы применяться вставки из натурального дерева, но на макете — так называемый рояльный лак. Тогда он еще был не сильно распространен, а сейчас применяется всюду. Двухцветная отделка интерьера — черный верх, белый низ. Почему не наоборот — потому что белый верх отражается в ветровом стекле, мешая водителю.

Что касается структуры кузова, то на этом этапе работ элементы пассивной безопасности были спроектированы уже на высоком уровне. Кузов этого автомобиля был представлен в 2007 году на международном конгрессе инженеров в Германии и вошел в мировую десятку лучших кузовов 2007 года. Было изготовлено несколько серий прототипов, они прошли всю серию дорожных испытаний, лабораторных, аэродинамических.

Проект, заложивший будущее.

— Работа над «Проектом С» была остановлена по ряду причин... В некотором смысле это было оправдано — при том уровне технологий, имевшихся у АВТОВАЗа, мы бы не смогли в тот период дать продукт с настолько высоким уровнем качества и потребительских характеристик. Ценовой разрыв с иностранными аналогами был бы невелик, зато появился бы риск ухудшить репутацию бренда. Все-таки, до автомобиля такого уровня надо было дозреть. Но часть, того, что было наработано здесь, перешло дальше, в «Весту». Особенно — решения, касающиеся силовой структуры кузова, и неспроста «Веста» по безопасности сразу вышла на уровень прямых конкурентов. Так что — мы потрудились не зря.

thumbnail_Diplom Silhuette03.jpg

bottom line