img Facebook
Сегодня 19.01.2022, 14:02     -3,86°C в Тольятти
orange line

«Ока-2»: история молодежного и ультра-дешёвого концепта

02.11.2021
изображение: «Ока-2»: история молодежного и ультра-дешёвого концепта

Давным-давно, когда российский авторынок еще не поделили между собой кроссоверы и седаны В-сегмента, многие люди верили в перспективу автомобилей особо малого класса. Дешевые компактные автомобили, но с современным дизайном — эта идея витала в воздухе. В 2003 году АВТОВАЗ представил на Московском автосалоне симпатичный желтый автомобильчик, который недвусмысленно был назван «Ока-2». Ведущий дизайнер проекта Александр Колпаков рассказал редакции VA, какие стилистические решения здесь новые, а какие заимствованы у прежней, серийной «Оки».


Последний проект Виктора Полякова

— Разработка новой «Оки» была инициирована в 2002 году тогдашним председателем Волжско-Камской финансово-промышленной группы Виктором Николаевичем Поляковым. Да-да, тем самым Поляковым, который был первым генеральным директором Волжского автомобильного завода.

Автомобиль задуман компактным, но идеология его была очень широкой — от применения недорогого двухцилиндрового двигателя от старой «Оки», до 16-клапанного двигателя ВАЗ-2112.

А_1121_3-copy.jpg

Базовыми колесами должны быть 13-дюймовые, а опционными — литые диски 14 дюймов. Что с 16-клапанным двигателем ВАЗ-2112, модернизированной адаптированной подвеской и шасси от 2108 давало бы очень сильный, мощный эффект... Правда, в борьбе за удешевление автомобиля Поляков требовал применить 12-дюймовые колеса. Мы привезли ему прейскурант из магазина шин и доказали, что 12-дюймовые колеса дороже — видимо, из-за того, что их мало выпускают. Кроме того, 12-дюймовый диск старой «Оки» имел три отверстия для болтов, пришлось бы разрабатывать новые диски для ступицы под 4 болта... В итоге мы уговорили Полякова на 13-дюймовые колеса в базе, — он вообще прислушивался не только к начальникам, но и к разработчикам, и я считаю большой удачей, что мне довелось с ним поработать.

2003-Oka2.jpg

Восходящая линия кузова

— Итак, у автомобиля крупные колеса и на него можно ставить сравнительно мощный мотор. Это сразу продиктовало идеологию дизайна: у нас должен быть спортивный, подтянутый автомобиль. Как этого достичь?
Мне всегда нравилась динамичная подоконная линия, переходящая без слома в разъём капота на первой «Оке» (это прежде всего отличало «Оку» от прототипа Daihatsu Cuore). Поэтому именно её развитие и переосмысление и стало главной доминантой на боковине, к тому же это становилось некоей фамильной чертой семейства. Линия выстраивает, держит весь автомобиль от передка до задка, зрительно удлиняет кузов. В сочетании с мощными колесными арками и тщательно проработанной линией крыши это давало тот самый искомый эффект. Ну и плюс — пропорции, которые вообще являются самым важным моментом в автомобильном дизайне. Именно благодаря пропорциям «Ока-2» выглядит динамичной и крепко стоящей на ногах. Внешние детали можно заменить, провести рестайлинг, но пропорции останутся и будут задавать стиль автомобиля.

Dsc_0741.jpg

Невероятно низкая цена.

— Автомобиль «Ока-2» впервые был представлен на Московском автосалоне в 2003 году. Получил диплом Союза дизайнеров России. Был очень тепло с интересом принят публикой, особенно их интересовала та цена, которая была заявлена.

diplom.jpg

В базе он должен был стоить 3,5 тысячи долларов — всего-навсего! Надо помнить, что это было начало 2000-х -годов, и после дефолта 1998 года у нас ВАЗ-2108 стоила 3 тысячи долларов. Поэтому такая цена была заявлена для новой «Оки». Сегодня это, конечно, недостижимо... но тогда времена и цены были другие, и мы активно искали пути, как снизить стоимость автомобиля до заданной планки.

Основной пункт удешевления — сократить количество пластмассы, насколько это возможно, потому что квадратный сантиметр пластмассы стоит гораздо дороже, чем квадратный сантиметр металла. Это продиктовало дизайн бамперов — то, что спереди и сзади окрашено в цвет кузова, это и есть кузов, металл.

Естественно, для удешевления этого автомобиля мы применили уже существующие детали. Боковой указатель поворота, передние и задние стеклоочистители — от «Калины». Замки дверей и ручки от ВАЗ-2110. Наружные зеркала — с нерегулируемым стеклом, регулировался весь корпус, как было на «классике». Мы использовали уже освоенные производством отражатели для фар. Задние фонари — с одной «противотуманкой» слева и секцией заднего хода справа, всё для снижения издержек. При этом секция заднего хода — бесцветная. Но отражатель был расположен так глубоко, что создавался эффект тонированного стекла, и секция отнюдь не выглядела белым бельмом — нам это понравилось! В интерьере тоже было очень много удешевляющих моментов.

32.jpg

Но некоторые решения заложены с учетом перспективы развития проекта. Мы прорабатывали создание пятидверной версии автомобиля! Именно поэтому крышка бензобака находится ближе к багажнику, освобождая место для задних дверей.

thumbnail_ОКА.1.5 дверей copy.jpg

Что касается решетки радиатора. Автомобиль должны были выпускать не на АВТОВАЗе, а в Елабуге. Поэтому ладья на серебристом молдинге, как бы плывущая по Волге (к тому времени уже впервые показанная на концепте New Classic 2151) не подходила. Мы опять обратились к прародителю, старой «Оке» — и новая решетка выглядит как переосмысление прототипа.

Dsc_0719.jpg

Судьба проекта: фактор личности и фактор рынка.

— «Ока-2», стоящая в музее АВТОВАЗа — это демонстрационный макет, выполненный из полиэфирной смолы. Поверхность создана путем снятия корок с пластилинового макета, и обратным выклеиванием полиэфирной смолой. У макета есть интерьер, но двери не открываются. После окончания работ над интерьером рабочий вылез через окно, и оно было навсегда приклеено.

После успешных отзывов публики проект продолжился — было построено несколько ходовых прототипов... Автомобиль прошел и дорожные испытания, и лабораторные. Был составлен бизнес-план постановки на производство. Были подобраны поставщики, среди которых — Мелитопольский моторный завод, который мог бы предложить нам двигатель не слишком мощный, и не слишком слабый. Но Поляков ушел из жизни, и у проекта не стало «локомотива». Многие политики и промышленники потом брались сделать автомобиль подобного класса, но ни у кого не вышло, и сейчас А-сегмент вообще, можно сказать, отсутствует на российском рынке.

Ну а для нас тогда пришла пора новых концептуальных проектов. Я разрабатывал автомобили класса С — начиная от концепта «Силуэт», и далее — несколько серий ходовых и дизайнерских макетов. Также работал над «Калиной» второго поколения. Сейчас я ведущий дизайнер отдела кузова. За прошедшие годы методики нашей работы существенно поменялись. Во времена, когда делался проект «Ока-2», ведущий дизайнер делал абсолютно все, начиная от эскизов, через пластилиновые макеты, и заканчивая доведением до постановки на производство, причем все элементы стиля выполнялись одним человеком. Сейчас это коллективный труд, но тогда это было делом одного человека, победившего в конкурсе. И это дало неоценимый опыт. Сейчас мы передаем эти знания нашей молодежи. Они более креативные, чем люди нашего поколения, ну а если не хватает опыта, мы с ними делимся. И создаем новые хорошие проекты!

IMG-20211102-WA0001.jpg

bottom line