Двадцать лет назад никто не мог точно предсказать развитие мирового автопрома, а тем более российского авторынка. Неудивительно, что в то время появлялась интересные яркие концепции. Опыт работы над ними дал возможность развиваться дизайнерам и инженерам АВТОВАЗа. Один из таких концептов — LADA Roadster, который стоит сейчас в заводском музее. Как создавался этот макет, из чего он сделан и умеет ли ездить, редакции VA рассказал ведущий дизайнер этого проекта Михаил Пономарев, возглавляющий сегодня управление дизайна на АВТОВАЗе.
Концепт как отработка технологий
— У нас работал инженер Сергей Нужный. Будучи студентом, он участвовал в конкурсе, который проводил швейцарский дизайнер и промышленник Франко Сбарро. Сергей послал туда свой проект автомобиля и получил возможность попрактиковаться на фирме — это была его награда за второе место в конкурсе. Проходя стажировку, Сергей уже работал на Волжском автозаводе. По возвращению ему нужно было составить отчет... и лучшим отчетом являлась демонстрация практической деятельности. Там была интересная технология, по которой делались концептуальные и ходовые макеты, — использовалась двухкомпонентная полиэфирная смола. Было принято решение делать концептуальный автомобиль в натуральную величину. Сергею нужна была команда, ему порекомендовали меня как дизайнера, и уже вместе мы подобрали себе трех помощников — рабочих. Все решения мы обсуждали вместе и делали концепт тоже своими руками.
Основная команда проекта
Оригинальный замысел
— Мы решили в материале воплотить идею Сергея со складывающейся крышей, при этом моей задачей было создать автомобиль в современном стиле и в оригинальном типе кузова, который не производился на АВТОВАЗе и был для нас новинкой. Именно складываемая крыша являлась основной изюминкой этого автомобиля. Новый тип складывания позволял превращать купе в открытый родстер, и в то же время крыша не отнимала пространство у багажника, и в сложенном виде не мешала открывать багажник. Таких решений на практике никто пока не реализовал.
Ходовой макет на базе «Калины»
— Делали мы автомобиль семь месяцев. Основная работа, не считая эскизного этапа, началась в январе, и к московскому автосалону двухтысячного года мы закончили ее. Последние несколько дней я просто жил в дизайн-центре... Исходной платформой выступила платформа автомобиля «Калина» — мы выбрали самую перспективную на тот момент платформу, причем сама «Калина» еще не выпускалась. Нам выделили один из опытных автомобилей, чтобы мы на его базе создали этот концепт. Мы использовали несущий каркас этого автомобиля, это прежде всего несущее днище, лонжероны, панель передка... Основная зона усиления пришлась на среднюю часть, на днище и пороги. Мы укоротили базу (на 150 мм), понизили дорожный просвет, поработали немножко с подвеской, чтобы придать более спортивные характеристики. Мы работали на базе кузова хэтчбек, и по сравнению с ним удалось значительно увеличить багажное отделение — за счет удаления второго ряда сидений. Итак, на реальном кузове и реальном шасси стоит кузов, поверхность которого выполнена из полиэфирной смолы. Автомобиль ходовой, действующий, я лично ездил на нем по городским улицам со скоростью 60-70 км/час. Даже на этом концептуальном уровне были просчитаны нагрузки на кузов — и автомобиль успешно выдержал несколько автосалонов и демонстрацию на ходу — у кузова не было изменений геометрии, не появилось каких-то трещин.
Исходный прототип-донор
То что от него осталось
Спортивный стиль в деталях
— Передо мной стояла цель придать автомобилю сильный образ, компактный, но мощный. С одной стороны, спортивный, а с другой — элегантный. Это не гоночная машина, а городская, но по своим характеристикам, по назначению она предназначена для активного вождения. И я хотел это подчеркнуть какими-то отдельными стилевыми моментами. Одна из таких ключевых вещей — комбинация плавных округлых, напряженных форм, не рыхлых, а именно напряженных, с резкими акцентами, острыми, которые ассоциировались бы как лезвие бритвы. В целом у автомобиля динамичный силуэт. Он сделан так, чтобы молодые люди хотели в него сесть, водить его и катать кого-нибудь... На этот имидж работают и пропорции автомобиля — у него крупные колеса.
Спортивность автомобиля подчеркивают, в частности, сиденья фирмы «Рекаро». Мы обратились на фирму-производитель, и по нашим эскизам был доработан раскрой, выбраны наши материалы, которые мы предложили, и из них по нашему заказу пошили сиденья. Будучи ограничены по времени и по количеству людей, мы использовали некоторые покупные элементы, при этом старались выбирать лучшее. По нашему заказу изготовлены диски колес: дизайн мы выбрали по каталогу, а фирма «Стиль Ауто» выполнила диски под нужную размерность и вазовское межцентровое расстояние крепежных болтов. Еще один пример — это спортивный руль фирмы «Момо»; по нашему заказу его обшили кожей. Разрабатывая конструктивные и дизайнерские решения, мы всегда держали в голове, что этот проект должен быть не слишком затратным, и имел бы перспективы мелкосерийной реализации.
Шоу-стоппер и двигатель продаж
— Концепт-кар — это демонстрации возможностей стилистов завода, дизайнеров, это свидетельство того, что на заводе думают, работают на перспективу. Вдобавок, это неплохой шоу-стоппер. Когда я присутствовал с этим автомобилем на автосалоне в Женеве, сам видел своими глазами, как это работает. Люди идут потоком, равнодушно водят глазами из стороны в сторону, они устали, перед ними сотни автомобилей... И тут они видят наш концепт, взгляд меняется, и они делают шаг внутрь стенда. Они осматривают концепт, потом интересуются серийными автомобилями. В итоге за две недели автосалона было продано больше вазовских автомобилей, чем за весь прошлый год.
Приемка главным конструктором Прусовым П.М.
Концепт как ступень к будущим LADA
— Для меня это был колоссальный опыт. До этого я работал в отделе дизайна интерьера, занимаясь проектами экстерьера только эпизодически. Принципиально новым было то, что я участвовал как ведущий дизайнер это проекта. Разрабатывал концепцию, воплощал (получив большой опыт в работе с материалами), решал организационные задачи. Для дирекции это тоже был хороший опыт — испытаны новые технологии изготовления ходовых макетов, которые пригодились в дальнейшем. Ну и лично для меня это имело еще одно последствие: через определенное время мне предложили в качестве ведущего дизайнера возглавить проект «Приора».