img Facebook
Сегодня 4.01.2022, 13:42     -18,86°C в Тольятти
orange line

LADA: мировые тренды дизайна на российской почве

30.10.2021
изображение: LADA: мировые тренды дизайна на российской почве

История LADA сложилась так, что мы не задавали стилистических трендов, но всегда были в русле мирового автомобильного дизайна. Мы выбирали лучшее в европейских и американских тенденциях и переносили в российские условия. В каждой модели LADA, как в зеркале, отражаются мода, политика и пути развития мировой автомобильной промышленности. Нам привычен дизайн LADA, но он — часть мировой автомобильной индустрии, и у каждой модели найдутся если не двойники, то очень похожие автомобили самых разных марок — именно, потому что мировой автодизайн развивается от тренда к тренду. Вот, сравните сами.

Шестидесятые. Автомобили становятся автомобилями

Развитие реактивной авиации и космоса породило множество подражаний в автомобильной среде. Шикарные американские седаны щеголяли «плавниками» и задними фонарями, которые имитировали выхлоп из ракетных сопел. Кабина автомобилей с сильно выгнутыми стеклами походила на самолетные «фонари». Так было в 50-х и в начале 60-х. Однако к тому моменту, как был создан FIAT 124, и родилась марка LADA, автомобильный тренд сменился — формы стали проще, излишеств стало меньше, зато при уменьшении габаритов автомобиля салоны стали просторней. Формировался собственный язык дизайна автомобилей — современных сухопутных средств передвижения, уже не похожих на карету или самолет.

11.jpg

ВАЗ-2101 отличается настоящим итальянским изяществом и при этом является образцом дизайна тех лет

12.jpg

SIMCA 1500 (1963)

13.jpg

VOLVO 140 (1966)

Оригинальная концепция в европейском стиле

Комфортные внедорожники — один из трендов семидесятых. В сегмент бюджетных автомобилей эту концепцию принесла «Нива». Несущий кузов, постоянный полный привод, независимая передняя подвеска «Нивы» — это было ново. А дизайн автомобиля был навеян еще одной новинкой тех лет FIAT 127, который получил титул «Европейский автомобиль 1972 года». Разъем капота и крыла, поясная линия — родство автомобилей заметно, хотя дизайн «Нивы» все же можно назвать самобытным. При этом итальянский прототип выпускался 16 лет, а «Нива» жива и сегодня, во многом благодаря лаконичному, всегда актуальному дизайну.

01.jpg

02.jpg

Эпоха рубленых форм

Мода на угловатую форму кузова с «рублеными» обводами и минимумом украшений установилась на долгие годы. На пике этого тренда в семидесятых годах пришло увлечение прямоугольными формами кузовов с почти плоскими панелями и острыми углами. Именно в этом тренде дизайнеры ВАЗа переосмыслили облик «классики», получив модели ВАЗ-2105 и ВАЗ-2107.

21.jpg

Сравните ВАЗ-2107 (1982) и иномарки. Пусть у них очень и очень разный класс, но тенденции в дизайне очень схожие.

22.jpg

VOLVO 760 (1982)

23.jpg

LANCIA BETA TREVI (1980)

Передний привод и клиновидные хэтчбеки

Переход на передний привод дал производителям новые преимущества. Переднеприводный автомобиль просторней, легче, дешевле, он лучше управляется. Ну а для дизайнеров переход на передний привод позволил увеличить длину колёсной базы и укоротить свесы по сравнению с «классической» компоновкой, сделал популярным рациональный кузов типа «хетчбэк».

31.jpg

Сравните стиль восьмерки и ее зарубежных современников

32.jpg

ALFA ROMEO ARNA (1983)

33.jpg

CHRYSLER HORIZON (1977)

Аэродинамика снова в деле

Нефтяные кризисы 70-х породили мировую потребность в экономичных автомобилях, а в дизайне снова появился тренд на аэродинамику. С одной стороны, обтекаемые кузова были перспективны, а с другой — потребители привыкли к угловатым формам кузовов. Те, кто первым вывел на рынок новые аэродинамичные модели, столкнулись с отсутствием продаж.

Зато потом все остальные отметились в новой моде. Каковы ее основные черты? Это клиновидный кузов с «зализанными» обводами и выпуклыми боковинами, большие вклеенные стёкла, покатый, плавно переходящий в передний бампер капот, интегрированные пластмассовые бампера, высокий багажник с отвесной задней стенкой, плоские аэродинамические колпаки колёс. Узнаете в этом описании ВАЗ-2110?

Прототип был готов в 1989-м, и не вина дизайнеров, что в серию автомобиль пошел лишь в 1995-м, когда страна хотя бы немного начала отходить от болезненной смены политической и экономической систем.

41.jpg

Зарубежные современники десятки

42.jpg

VOLKSWAGEN PASSAT B3 (1988)

43.jpg

FORD TAURUS (1995)

Несостоявшийся биодизайн

Пока ВАЗ запускал «десятку», в мире наступила мода на плавные обводы кузова, похожие на пластику живых существ. Стиль получил название «биодизайн», и обтекаемая форма кузова а нем гиперболизировалась. Именно в этом тренде была представлена Каlina в 1997 году. Однако пока автозавод преодолевал серию экономических кризисов, био-дизайн сошел на нет, и Каlina переформатировали под очередной тренд, который дизайнеры так и называют — «Новая грань».

53.jpg

Lada KALINA

52.jpg

FORD TAURUS (1995)

Дизайн нового века

Считается, что стиль New edge пошел от фирмы «Форд», которая стала применять это актуальное сочетание прямых линий, кривых и плоскостей. Как и другие направления дизайна, «новая грань» имеет технологические корни. Использование математического моделирования позволило не только создать поверхности сложной формы, но и качественно сопрягать их при производстве.

Появилась возможность создавать светотехнику более сложной, а затем и вообще любой формы — и таким образом индивидуализировать автомобиль (заодно вошла в моду «раскосая» светотехника, ориентированная по диагонали). На дизайн также повлияли современные требования к комфорту и безопасности автомобилей.

61.jpg

FORD FOCUS

Эпоха индивидуальности

Сегодня кузова стали сравнительно высокими и просторными, с приподнятой подоконной линией. Одновременно с распространением класса кроссоверов укрепилась тенденция на укрупнение колес. Все это коснулось и LADA: в короткие сроки колеса легковых седанов подросли с 13 до 17 дюймов. Сложный, рельефный и эмоциональный дизайн нашел свое применение в мировом автопроме и российском, а именно в LADA Vesta и LADA XRAY.

71.jpg

LADA Vesta

Очевидно, в ближайшем будущем тенденция на усложнение дизайна продолжится. Современные автомобили мировых марок стилистически базируются на контрастах, ломаных формах. Будет ли это направление усилено, или дизайнеры вновь обратятся к цельным, гармоничным формам? Каков бы ни был тренд, LADA будет стремиться поддержать его.

72.jpg

Источник — газета «Волжский Автостроитель»

bottom line