img Facebook
Сегодня 9.01.2022, 05:09     -13,86°C в Тольятти
orange line

LADA из параллельной вселенной

22.11.2021
изображение: LADA из параллельной вселенной

Скоростной двухместный спорткар, хищно приникший к дороге. Неужели такая LADA может стать реальностью на наших улицах и в любительских заездах? А почему нет, ведь пара десятков почти таких же гоночных родстеров LADA уже несколько лет ездит в кольцевых гонках. Попробовать можно — хотя бы в качестве эксперимента!

Примерно так 14 лет назад рассуждали разработчики спортивного концепта LADA Revolution-3. Сегодня этот яркий спорткар стоит в музее АВТОВАЗа. Его дизайнер Андрей Рузанов, который создал немало «горячих» автомобилей в сотрудничестве с фирмой LADA Sport, поделился с нашей редакцией своими воспоминаниями.

3.jpg

АВТОВАЗ не боится экспериментов

— История гражданского автомобиля LADA Revolution-3 началась с предыдущего, чисто гоночного родстера LADA Revolution-2. Сам по себе гоночный автомобиль открытого типа был необычным, он отличался от других спортивных LADA. Когда впервые, в начале 2000-х, возникла идея постройки спортивного родстера, руководство завода поддержало идею придать марке LADA такой новый, интересный оттенок.

После этого была организована гоночная моносерия, изготовлено два десятка спортивных родстеров LADA Revolution-2 (почему в индексе стоит цифра «два» — потому что первым был двухместный демонстрационный родстер, с которого все начиналось, и который, к сожалению, не сохранился). На LADA Revolution-2 ездили многие известные гонщики — Виталий Петров, Кирилл Ладыгин. Автомобиль участвовал в международных многочасовых гонках в Паланге, занял второе место в абсолюте, в составе ульяновской команды «Максмотор».

11.png

Спустя несколько лет успешного проведения гоночной серии возникла идея создать гражданский вариант — не гоночного, а дорожного спортивного среднемоторного купе. Эта идея была реализована, можно сказать, в качестве эксперимента, но АВТОВАЗ никогда экспериментов не боялся. Руководство завода снова поддержало нашу концепцию, и мы достаточно быстро, месяцев за 6-7, провели работу по созданию автомобиля LADA Revolution-3.

6.jpg

Аэродинамика прежде всего

— Сначала провели компоновочные разработки конструкторского плана, проработали размещение агрегатов, водителя и пассажира. Были эскизы, была построена масштабная модель — с ее помощью мы прошли полный цикл аэродинамических испытаний, прежде чем начать натурное макетирование.

5.jpg

Форма спорткара продиктована компоновкой и аэродинамикой. При этом мы набрали ряд новых на то время стилистических решений. Применили диодную оптику, как спереди, так и сзади. Деление по цветам — красный кузов, черная крыша, а между ними серебристо-серый «воротник»... Очень интересным получился спойлер, который крепился к каркасу задка, причем на его вертикальной плоскости, а не как обычно, на горизонтальной. Также нам было важно, чтобы автомобиль стилистически перекликался со своим прототипом, гоночным родстером LADA Revolution-2.

12.png

2.jpg

Все воздухозаборники, которые присутствуют на концептуальном автомобиле, тоже проработаны в аэротрубе, и обыграны потом с точки зрения стилистики. Это входы в боковые радиаторы, выходы из моторного отсека, вход в моторном отсеке на подачу воздуха на двигатель, задний вытяжной гриль под спойлером... Под задним бампером размещена система выпуска, и для нее тоже предусмотрены решетки охлаждения. Готовый концепт-кар также продувался в аэротрубе АВТОВАЗа — и результаты, аэродинамические характеристики, были отличные!

Пластик на прочном скелете

— Кузов автомобиля — это навесные панели из композитных материалов на стальной пространственной раме. За счет этого, кстати, мы получили хороший вес, всего около тонны, и очень хороший баланс «вес-мощность».

7.jpg

Задача была сложна тем, что мы искали простое решение. Все, из чего создан этот автомобиль, это не космические технологии, все это доступно. Агрегаты, которые были у нас — наши, не надо было куда-то ехать что-то закупать, за исключением каких-то узкоспециализированных элементов. Диски колес — оригинальные, не покупные, их специально вытачивали. Итак, мы провели полный цикл макетных работ, сняли матрицы, сделали даже сварочный кондуктор, для возможного мелкосерийного производства в будущем.

8.jpg

Спиной подпирая двигатель

— По интерьеру основные работы были по обеспечению вентиляции, поскольку двигатель находится внутри автомобиля, за спинкой сидений. Была сконструирована специальная стенка, отделяющая мотор от салона.

Изготовили оригинальную панель приборов, тоннель пола, причем он был сделан для варианта с полным приводом — конструкторские разработки по полному приводу тоже предполагались. Посадка в автомобиле, сильный наклон лобового стекла — все это тоже проработано с целью обеспечения обзорности и вентиляции.

Двери предполагались разного варианта. То, что мы сейчас видим в музее, это технологическая навеска двери, выполненная по привычной схеме. У нас были варианты и типа «крыло чайки» — для этого предусмотрен каркас в крыше. Прорабатывалось и открывание против хода, и сложное открывание, по направлению вперед и вверх. Для родстера предусматривалась съемная крыша. Кстати, комплекты деталей крыши должны храниться на складе — мы заказывали сразу несколько деталей. Точно так же должны храниться и матрицы для изготовления кузовных панелей, остекления, деталей интерьера.

10.jpg

Автомобиль, стоящий сейчас в музее — он живой! Директор «Лады Спорт» Владислав Незванкин приехал сюда на нем своим ходом. Я ехал за ним, у меня с собой, к сожалению, не было видеокамеры, чтобы заснять. Нельзя переоценить упорство, терпение Владислава Михайловича — во многом благодаря этому были созданы родстеры семейства LADA Revolution. И благодаря наличию профессионального коллектива «Лады-Спорт» и инженерного центра АВТОВАЗа, конечно.

4.jpg

Жесткое приземление

— Демонстрируя автомобиль на автосалонах в Москве и Париже, мы убедились в двух вещах. Во-первых, специалисты мирового автопрома положительно оценили наш проект — не изобретая ничего принципиально нового, мы сделали спорткар с хорошей аэродинамикой и развесовкой по осям 50/50, с хорошей управляемостью, которая позволяла ездить водителям, не искушенным в автоспорте. И второе — в то время мы отметили наличие потенциального спроса на подобные автомобили.

Но случился кризис 2008 года, который не только нас подкосил, но и весь мир немножко присел... После того, как кризис прошел, вектор направления развития «Лады Спорт», как спортивного подразделения АВТОВАЗа, переменился. И мы пошли уже дальше в сторону мирового чемпионата по турингу. Мы сделали много успешных спортивных автомобилей на базе «Приоры», «Гранты», «Весты» — и я был их дизайнером. А что касается LADA Revolution-3 — считаю, что эксперимент прошел достаточно удачно.

PS. Концепт LADA Revolution-3 и его прототип LADA Revolution-2 экспонируются в музее АВТОВАЗа в Тольятти.

bottom line