img Facebook
Сегодня 22.10.2021, 21:52     12,14°C в Тольятти
orange line

К юбилею НТЦ АВТОВАЗа

04.09.2021
изображение: К юбилею НТЦ АВТОВАЗа

4 сентября АВТОВАЗ отмечает 35-летие своего Научно-технического центра: в этот день вышло правительственное постановление о создании нового отраслевого комплекса. Общественность судит об НТЦ по концепт-карам и серийным машинам, а вот о внутренних процессах можно узнать
из репортажей — туда иногда пускают журналистов. И некоторые лаборатории запоминаются на всю жизнь. И вот почему.

Ледяная аэротруба

В аэродинамической трубе можно имитировать скорость в районе 200 км/час и выше. Человек не устоит под таким напором ветра. Он может только сидеть в машине, когда она вся дрожит под потоком, который создает вентилятор диаметром 7,4 метра. А ветер этот — очень холодный,
пронизывает насквозь. Поэтому испытатели, которые запускают дымогенератор (для визуализации потоков), всегда тепло одеты. В аэротрубе можно испытывать машины любого класса, размером от «Оки» до «Газели» — не забываем, что научно-технический центр создавался
как отраслевой. Прижимную или подъемную силы измеряют громадные весы — настолько чувствительные, что, если на автомобиль положить монету, система покажет изменения показателей.

aero.jpg

Климат — на выбор

В особой камере имитируется любая погода — жара, мороз, снег, дождь... Попасть в камеру в разгар лета, когда на автомобиле испытывается отопитель — незабываемо. На улице плюс 30, а в камере — минус 20. Бодрит!

Не сойти бы с ума

Потому что в камере испытаний на электромагнитную совместимость — полная тишина. Нет эха, потому камера так и называется — безэховая. И звук, и радиоволны поглощаются острыми шипами-пирамидками, которыми усеяны стены лаборатории. Для оценки электрооборудования это хорошо, а вот человеку — очень непривычно.

elektro (1).jpg

Авария — виртуальная и настоящая

О том, что в НТЦ проводятся краш-тесты, известно всем. Однако сам испытательный стенд закрыт для посещений, поэтому мало кому удается почувствовать — что такое ДТП в замкнутом пространстве. Сначала слышен нарастающий гул разгонной катапульты, потом резкий, с хрустом,
удар, в котором отчетливо различим дуплетный выстрел сработавших подушек безопасности. Машина отлетает в сторону, и в наступившей тишине посвистывает фреон, выходя из порванных трубок кондиционера... Впечатляет. Однако, каждый раз бить прототип, чтобы проверить
конструкцию — машин не напасешься. Поэтому в процессе разработки автомобиль проходит множество виртуальных краш-тестов. Специальная программа может очень точно смоделировать, как будет деформироваться кузов на разных скоростях. После серии компьютерных краш-тестов
проводится настоящий — и он доказывает, что виртуальные испытания моделируют удар очень и очень достоверно.

Лечь бы и подремать

Именно такое желание возникает в камере акустических испытаний. Здесь нет лишних шумов, нет эха. Атмосфера очень похожа на тихий летний полдень в поле. Это сделано специально, так лучше всего испытывать акустику автомобиля (а если прийти сюда сразу после шумного производства, так и тянет прилечь и закрыть глаза, как в поле, в теньке). Сама камера отделена от поверхности земли специальным фундаментом, чтобы, к примеру, проезжающий неподалеку многотонный
грузовик не испортил испытания. В лаборатории выводится простая формула — насколько людям удобно разговаривать в автомобиле на высокой скорости. К примеру, на полном ходу в автомобиле LADA Samara мы услышим 48% от негромкой речи собеседника, в LADA Priora — 50-
60%. Vesta позволяет услышать 70-73%. Для сравнения — у современных иностранных автомобилей такого класса это уровень 66-72 процента.

ispitan.jpg

Исследовать всё!

Здесь можно искусственно состарить автомобиль или его любую деталь, чтобы проверить, насколько металл может устать и заржаветь за 10 лет. Здесь можно испытать на прочность сталь кузова, согнув ее на специальном прессе. Здесь можно даже проверить, насколько сильно
царапается пластик салона: специальный стенд умеет наносить тарированные царапины. Не сильно ли пахнет антикор? Протирается ли кожаная оплетка руля? Собственный исследовательский центр НТЦ найдет ответ на любые вопросы.

disign.jpg

Бесконечная дорога

Да, именно такая вещь есть в НТЦ АВТОВАЗа. А точнее, в составе комплекса испытательных автодорог возле села Сосновка. 10-километровая овальная трасса имеет параболический профиль. В поворотах машину не выносит наружу центробежной силой, а наоборот, только прижимает к асфальту. Можно ездить на максимальных скоростях хоть целый день! Или пока бензин не кончится. Еще здесь есть уникальный дорожный знак: «Рекомендованная скорость — 180 километров в час». В России таких знаков, наверное, больше нет. Зачем так разгоняться? Оценить ресурс автомобиля, шин, проверить расход топлива, настройки всех систем, да много чего! Для того чтобы настроить «мозги» автомобиля, надо сжечь не одну тонну бензина и накатать не одну тысячу километров... В среднем, при разработке новой модели прототипы наматывают не меньше миллиона километров, как на обычных дорогах, так и на трассе полигона.
На бесконечной дороге, созданной для бесконечного инженерного процесса.

bottom line