img Facebook
Сегодня 22.05.2022, 08:26     5°C в Тольятти
orange line

Электро-багги на платформе «Оки»: как ВАЗ заглянул в будущее

08.12.2021
изображение: Электро-багги на платформе «Оки»: как ВАЗ заглянул в будущее

Мы продолжаем серию публикаций о концептуальных разработках LADA, которые сейчас хранятся в корпоративном музее. И сегодняшний рассказ – об одном из самых заметных, востребованных экспонатов. Это открытый электромобиль «Эльф», выполненный в ярко выраженном биостиле. Его дизайнер, Евгений Лобанов, впоследствии ставший главным стилистом АВТОВАЗа, вспоминает: при разработке облика микроавтомобиля он ориентировался на пластику… лягушки! Существо маленькое, но мускулистое, и идеально приспособленное к своей среде обитания. Это была одна из множества новых идей, заложенных в проект.

 

Евгений Лобанов (главный дизайнер АВТОВАЗа с 2001 по 2008 г):

 img864.jpg

Карт-бланш для молодых

- Моя трудовая карьера в дизайн-центре АВТОВАЗа – это почти 29 лет от молодого дизайнера группы перспективных разработок до главного дизайнера АВТОВАЗа. За это время выполнено, конечно, большое количество проектов: я работал и как участник дизайн-команд проектов, и как ведущий разработчик-дизайнер, и как руководитель разработки проектов АВТОВАЗа.

В самом начале моего творческого пути был очень интересный проект мини-автомобиля: машина с закрытым типом кузова под названием «Гном», и ее открытая модификация, для прогулок и отдыха - «Эльф».

Автомобили разрабатывались и изготавливались силами специально созданного творческого молодежного коллектива – это была инновационная проектная методика в тот период организационной системы разработок продукции на АВТОВАЗе, и в период перемены всей экономической системы в стране, отхода от централизованной, плановой экономики. Руководство технического развития АВТОВАЗа поручило этот проект молодым конструкторам, дизайнерам, экономистам, рабочим. И мы действовали в рамках эксперимента, максимально используя личный творческий потенциал (во многом в нерабочее время), и без излишней опеки и контроля функционального руководства.

Фотография (11).jpg

Мы самостоятельно определяли технико-технологическую концепцию, стиль, конструкцию, технологию изготовления прототипов, вели экономику проекта… Кстати, большинство моих коллег, молодых участников проекта, «выросших» в нашей команде, стали сильными специалистами современного автопрома – это Николай Тазтдинов, Владимир Ковтун, Андрей Любимов, Юрий Ларионов.

Оборонному комплексу – от Волжского автомобильного

Фотография (3).jpg

- Проект мини-автомобилей изначально рассчитывался на изготовление не на основной сборочной площадке АВТОВАЗа, а как продукт для других предприятий (в том числе и для бывших предприятий оборонного комплекса), которые во время перестройки начали оставаться без работы, и были вынуждены искать выход из экономически жесткой ситуации…. Это были потенциальные заказчики нашего проекта, и ряд предприятий рассматривал предложение ВАЗа о совместном производстве. Проект мини-автомобиля был гораздо дешевле выпускаемой тогда «Оки», технологии его изготовления не требовали сложного и дорогого оборудования… Но, даже с учетом этих факторов, инвестиций в итоге ни у кого не нашлось. Напомню, что это было начало 90-х!

Первый прототип «Гнома» мы построили в 1992 году. Открытый автомобиль «Эльф» появился в 1996 году, сначала бензиновый, потом электрический, который в том же 96-м году произвел фурор, одержав победу на эко-ралли электромобилей в Турине и Монте-Карло. Тема электромобилей в то время активно развивалась. И оказалось, что электромобиль на нашем маленьком легком кузове – это еще лучше, еще выгодней. Электрический «Эльф» и стоит сейчас в музее АВТОВАЗа – и мы поговорим о нем подробнее.

Между «Окой» и «Феррари»

Фотография (4).jpg

- Семейство мини-автомобилей «Гном»/ «Эльф» построено на платформе «Оки». От серийного автомобиля позаимствована платформа, детали пола, подвеска, лонжероны, щиток передка; удалось сохранить и лобовое стекло с его рамкой. Автомобили двухместные, схема посадки «2+2». Целевой потребитель «Гнома» – как молодые семьи, так и пожилые люди, которым уже сложно управлять большими, скоростными автомобилями, а в Европе людям старше 70 лет и вовсе по закону можно управлять только такими микроавтомобилями.

Фотография (5).jpg

В основе кузова - пространственная стальная рама; на нее прикреплены пластиковые панели. Сегодня существует достаточно большое количество автомобилей разного класса, которые производятся по аналогичной технологии. Начиная от спортивных суперкаров («Феррари» и прочие…), от больших грузовых и специальных автомобилей и автобусов, и заканчивая микроавтомобилями типа «Лижье», «Смарт» или «Пьяджо». С одной стороны, такая технология позволяет выпускать автомобили небольшими партиями, на не специализированных заводах-конвейерах, позволяет сэкономить на прессовых линиях, на дорогостоящей оснастке. С другой стороны – технология допускает производство только ограниченных серий моделей. Поэтому по-настоящему массовых автомобилей с каркасно-пластиковым кузовом практически не существует.

Автомобиль, полный воздуха

Фотография (6).jpg

- Итак, был выполнен автомобиль «Гном», его успешно возили по выставкам, и проект стал развиваться дальше. Как следующий этап, появился открытый автомобиль «Эльф» - в отличие от утилитарного «Гнома», это автомобиль для отдыха, для развлечения на природе. С «Эльфом» мы рассчитывали в большей степени на молодого потребителя... А получилось, что он нравится всем – и детям, и бабушкам! Об этом мне не раз говорили сотрудники корпоративного музея: «Эльф» до сих пор вызывает интерес у посетителей любого возраста.

Дизайн «Эльфа» продиктован его функциональностью. Он открытый, у него структурный дизайн единого внутреннего и внешнего пространства. Интерьер минималистичен и функционален – важно, чтобы человека окружала природа, и автомобиль бы не мешал этому. В «Эльфе» нет привычной большой и сложной панели приборов и облицовок, только два небольших объема, в которых заключены электроника и система управления автомобилем… и все, и этого достаточно. Предусмотрен открытый верх со съемным тентом, который легко снимается, стирается, а можно вообще его убрать. Дуги в передней и задней части – это поручни. Можно держаться за них и ехать стоя. А можно закрепить на них специальные грузы: палатки, байдарки, рюкзаки. Можно прокатиться, сев на запасное колесо: его чехол – это мягкая подушечка.

В рамках проекта разработчиками получено более 10 авторских свидетельств на промышленный образец, зарегистрировано и 2 изобретения, оба касаются сидений. Первое – за заднее складное сиденье. Второе – за передние сиденья, которые на «Эльфе» можно хорошо рассмотреть. Хитрость в чем – человек сзади сидит, обнимая коленями зауженную спинку переднего сиденья. На самой спинке боковая поддержка переместилась в плечевую зону. Это дало возможность сделать сиденья комфортными и безопасными, а салон автомобиля – компактным.

На «Эльфе» по набережной Тольятти

- В рамках проекта «Гном»/ «Эльф» было построено более 10 прототипов. Мы проводили полноценные ходовые испытания, тест-драйвы. Не отказали себе в удовольствии прокатиться на открытой машине по набережной и пляжу Тольятти. Такие выезды неизменно собирали толпу зрителей, которые высказывали свое эмоциональное отношение к этому продукту. И оно всегда было положительным. Мы убедились: наш продукт нравится, он понятен – с первого взгляда.

Вклад в новые технологии

MczgaMX5_QY.jpg

- Методика производства кузовных панелей из пластика, которую мы опробовали, в дальнейшем получила свое развитие в автомобильном тюнинге, в производстве мелкосерийных модификаций LADA, в автоспорте. А еще «Гном» и «Эльф» стали первыми проектами ВАЗа, в которых мы попытались применить математическое моделирование поверхности кузовных деталей. В серийной продукции это было в дальнейшем успешно применено уже на проектах ВАЗ-2110, ВАЗ-2123, затем и на «Калине».

А где, собственно, взгляд в будущее?

- Если говорить об открытых прогулочно-пляжных багги, то в мире они достаточно распространены. Более того, и в российских курортных зонах ездит множество квадроциклов: как мотоциклетной компоновки, так и автомобильной, с рулевым колесом и крышей; есть и электромобили с подобными характеристиками. Они служат и специальным транспортом, и в технических целях, и для развлекательных поездок. 25 лет назад, когда мы создавали «Эльфа», такой техники практически еще не было. Наверное, ее появление было предопределено, некоторая потребность существовала уже тогда. Мы почувствовали ее и сделали свой проект, который до сих пор интересно смотрится.

bottom line