Сегодня 5.12.2020, 21:02     -20°C в Тольятти
orange line

На Кавказ на Granta Cross

13.10.2020
изображение: На Кавказ на Granta Cross
О том, как на автомобиле Lada Granta удалось проехать без поломок и происшествий более 5500 тысяч километров, рассказывает Роман Полисюк.

Наступила осень, и мы с супругой стали думать о том, где и как провести отпуск. Из-за ограниченности по времени было решено несколько дней провести в горах, а оставшееся время - на черноморском побережье. Поездку запланировали на автомобиле Lada Granta Cross с роботизированной коробкой AMT. Первоначально были большие сомнения в том, что на такой машине можно поехать в горы, учитывая сложные дороги и серпантин. К тому же мы собирались съезжать с асфальта и ездить по грунтовым дорогам. Вот что у нас получилось.

Осторожно, саратовские дороги!
Выезд из Самары запланировали на пять утра, чтобы спокойно, без пробок, выехать из города и к десяти вечера, минуя Волгоград, прибыть в Элисту, где и заночевать. Естественно, все это предполагалось делать с остановками на отдых.

Как только закончилась Самарская область, качество дорожного покрытия ухудшилось. Асфальт в сплошных заплатах, иногда ямах, ехать можно, но не слишком комфортно.

Настоящий кошмар начался в районе села Ивантеевка. Объездная дорога разбита настолько, что по ней быстрее 60 км/ч ехать просто страшно - глубокая колея, волны на асфальте и опять же глубокие ямы по правой полосе дороги - запросто можно остаться без колес. На одном из участков показалось, что дорога стала немного лучше, и я поддал газу. Это было ошибкой. В какой-то момент на кочке мы подлетели так, что все четыре колеса оказались на пару секунд в воздухе, а потом мы с грохотом приземлились на очередные кочки, стукнувшись головой об потолок салона. Гнать сразу расхотелось.

Другой случай произошел уже на подъезде к городу Пугачеву, в котором дорог тоже нет - одни направления. Перед нами шли несколько груженых КаМАЗов, и на очередных кочках у одного из них лопнула ось, двойное заднее колесо покатилось прямиком в нашу сторону. Не докатилось, упало в овраг.

Между Волгоградом и Саратовом масштабно ремонтируют дороги. Очень много объездов по грунтовке, реверсов, но нам удалось проскочить их довольно быстро. Лишь на одном участке постояли минут 15, не больше.

После таких дорог мы стали бояться за машину, прислушиваться к каждому шороху и скрипу, были опасения, что не доедем. Но, как говорится, обошлось.

Волгоград и дальше
К Городу-герою подъехали в районе шести вечера, поэтому решили ехать через него, а не в объезд. Последний раз через Волгоград проезжали в 2010 году, и надо сказать, что город с тех пор заметно преобразился - стал чище, дороги без ям, появились новые развязки. Да и в целом город оставил приятное впечатление. О дороге между Волгоградской областью и Калмыкией даже и писать нечего - на твердую четверку с плюсом. Никаких кочек и ям, на машине едешь, как на лодке плывешь.

Переночевав в Элисте, выдвинулись в город Кисловодск, в наш на ближайшие пять дней конечный пункт, откуда затем мы и совершали все дальнейшие вылазки.

Джилы-Су - самая живописная дорога через горы
Мы не любим в отпуске находиться постоянно на одном и том же месте, обязательно планируем посещения каких-либо достопримечательностей самостоятельно или в составе экскурсий. Поэтому еще в Самаре, прочитав в интернете о живописной дороге в урочище Джилы-Су, решили обязательно прокатиться по ней.

222.png

Выехав за пределы Кисловодска, сверились с навигатором и продолжили путь. Через десяток километров дорога постепенно пошла вверх, появились серпантины, а затем затяжные спуски и подъемы. А главное, просто потрясающие виды - высокогорные луга, горы и ущелья. Тоненькая ниточка дороги, петляющая среди гор, давала понять, куда мы поедем дальше. На некоторых участках висят плакаты, предупреждающие водителя о том, что нужно тормозить двигателем. С этим у нас проблем не возникло. Автомобиль с роботизированной АМТ словно был предназначен для этого. Как только дорога шла под уклон, обороты двигателя возрастали, робот самостоятельно переключался на пониженную передачу, иногда даже до первой, поэтому тормозом я пользовался крайне редко.

А вот с подъемом в гору дела обстояли куда хуже. При достаточно большом подъеме в 12% АМТ начинала лихорадочно переключать скорости и в один момент на горе, на третьей передаче, чуть не заглохла. Был риск скатиться назад. Газ «в пол» только усугубил положение. Поэтому, быстро сориентировавшись, я переключил коробку в мануальный режим и в дальнейшем при подъеме в горы использовал только его. При относительно ровной дороге, без крутых перепадов, ставил селектор на автоматический режим.

333.png

По дороге мы периодически останавливались и фотографировались на многочисленных смотровых площадках, с которых открывались величественные виды на гору Эльбрус, "альпийские луга" и ущелья. Наконец, проехав 82 км от Кисловодска, мы добрались до конечной точки.

Оттуда, если подняться по узкой пешеходной тропе около 300 метров, открывается прекрасный вид на водопад Султан высотой 40 метров.

444.png

На обратном пути периодически съезжали с асфальта на грунтовку, фотографировались и снимали видео, чтобы запечатлеть природные красоты. Несмотря на передний привод и автоматическую коробку, особых проблем не возникло, хотя один раз зарылись передними колесами в мелкое каменистое крошево и думали, что придется машину выталкивать вручную. Потихоньку, переключив коробку в ручной режим, выехали на первой передаче.

Чегем - стоит ли ехать?

Следующей точкой нашего путешествия стало Чегемское ущелье. Оно находится в Кабардино-Балкарии. Прочитав, опять же в интернете, об этом месте, решили взглянуть на ущелье собственными глазами. Путь от Кисловодска занял почти два часа. Дорога - самая обычная, никаких серпантинов и перепадов высот.

В Чегемском ущелье находится несколько мелких водопадов - струйки воды стекают по отвесным горам. Честно говоря, нас не особо впечатлило. Само ущелье с высокими отвесными скалами, куда практически не проникает солнечный свет, лучше посещать рано утром, когда нет толп туристов, приехавших на автобусах. Мы увидели кучу кафешек, прилепленных прямо к скалам. Там можно заказать шашлык или поесть горячих хычинов. Красивые фото сделать сложно из-за толп туристов. В общем, место на любителя. Осмотрев окрестности, мы поехали дальше.

555.png

Асфальт закончился, началась хорошо укатанная гравийка. Через некоторое время доехали до горы, которую облюбовали парапланеристы. Понаблюдав за их спуском и парением в небесной дали, поехали дальше. В конце концов приехали в древнее балкарское поселение Эльтюбю, где находится Город мертвых - комплекс мавзолеев, построенных несколько сотен лет назад. Этот поселок известен тем, что здесь снимали фильм Алексея Балабанова «Война».

666.png

И снова горы. Едем в Домбай

Горы просто так не отпускают. Поэтому перед тем как отправиться на море, решили съездить на известный всем горнолыжный курорт Домбай. Выехав опять же рано утром, остановились полюбоваться на
величественный Эльбрус, но уже с другой стороны, с перевала Гумбаши. Дорога к перевалу тоже вся в заплатках и мелких ямах, но ехать можно спокойно на высокой скорости. Потряхивает, но совсем немного.

Дорога до Домбая довольно живописна - слева протекает горная река Теберда, на которой расположены несколько форелевых хозяйств, затем ныряет в Тебердинский заповедник. Небольшой мостик через речку Уллу-Муруджу, где расположена площадка для отдыха и можно полюбоваться на кристально чистые воды горной реки. Она считается одной из самых чистых в России и Европе. Ее воды берут свое начало очень высоко в горах, на леднике, отсюда и чистота.

777.png

Еще немного - и мы въезжаем в поселок Домбай. Поставив машину на стоянку, решили выбрать, по какой канатной дороге мы поедем наверх. К самой вершине горного хребта ведет шесть уровней канатной дороги. Это если ехать с самого низа на открытой кресельной. Но можно сократить путь и поехать на старой маятниковой или более новой гондольной канатке, которая доставит вас сразу на третий уровень. А затем уже выбрать, на какой поехать дольше. У нас была вполне определенная цель - подняться на самую вершину, что в итоге мы и сделали. Пьянящий воздух, которым невозможно надышаться, практически полное отсутствие звуков и ветра, потрясающие по своей красоте виды на горы и ледники, необычная гостиница в форме летающей тарелки - все это лучше увидеть собственными глазами. Однозначно всем рекомендую к посещению.

888.png

Море

Вторую половину нашего отпуска решили провести на нашем Черноморском побережье. Заранее договорились, что не поедем в крупные города, где будет много отдыхающих, все-таки бархатный сезон, поэтому выбрали небольшой хутор на берегу моря - Бетту. От Кисловодска до Бетты предстояло проехать почти 600 км. Учитывая, что в Ставропольском и Краснодарском краях отличные по качеству дороги, путь занял около семи часов. С утра, открыв капот машины и проверив технические жидкости и убедившись, что все нормально, трогаемся в путь. Сзади остаются горы, а впереди равнина. Но скоро ландшафт опять поменяется, ведь нам надо будет ехать через перевал по федеральной трассе М-4.

Четырехполосная трасса с разделительной полосой и ровной дорогой так и манит нарушить скоростной режим. Тем более что Granta на 95-м бензине едет очень даже резво, а расход топлива при этом в пределах 6,5 литров на 100 км.

Приехав после обеда, сразу отправились на море освежиться. Небольшой, уютный пляж, на котором было немного народу, чистейшая вода. На берегу - несколько столовых, где можно поесть по вполне демократичным ценам. Есть много развлечений для детей: катание на ватрушке, надувные горки.

999.png

На следующий день мы решили посмотреть природную достопримечательность - скалу Парус. Она находится около села Прасковеевка. Выехав из Бетты, попали на серпантин Михайловского перевала, а затем, после Дивноморского, на еще более крутой серпантин до самой Прасковеевки. За рулем была супруга, для нее это был первый опыт прохождения серпантина, и, честно говоря, я первое время нервничал на пассажирском сидении.

Но она прекрасно справилась с дорогой и автомобилем, помня, как мы ездили на Джилы-Су, и на крутых подъемах переключала передачи на ручном режиме. Подъехав к платной стоянке, которая находится возле пляжа, удивились, насколько плотно она забита автомобилями. Припарковаться помог штатный парктроник. А я вспомнил, что когда-то в Lada Calina Cross в такой же комплектации стояла более современная магнитола с сенсорным экраном и камерой заднего вида. Почему завод отказался от ее установки на Lada Granta, мне не понятно, можно предположить, что для снижения конечной стоимости автомобиля.

Путь с пляжа до скалы достаточно сложный. Пришлось выбирать: либо по пояс в воде обойти громадные валуны, закрывающие проход, либо карабкаться по острым скалам поверху. Добравшись до нее и сделав несколько памятных фото, отправились обратно домой.

Затем были и другие поездки - в Геленджик, Новороссийск, Мысхако и так далее. И за все это время проблем с автомобилем не было никаких.

Домой по М-4

Отпуск неумолимо подходил к концу, и как ни было жалко, пришлось возвращаться домой, в Самару. Памятуя об ужасных саратовских дорогах, а также о масштабном ремонте между Саратовом и Волгоградом, решили обратно ехать по платной М-4, а в районе Воронежа свернуть с нее и выйти на М-5 около Пензы. Несмотря на крюк более 200 км, мы приехали гораздо раньше, чем планировали, и не в последнюю очередь потому, что на некоторых платных участках была разрешена скорость где 110, а где-то и 130. Дорога понравилась благодаря своему качеству, многополосности и скоростному режиму.


bottom line